Советы, стратегии и тактики в игре "Мафия"
Вскрытие лжешерифом |
Простое вскрытие |
Твои черные очень красные для стола |
Твои черные немного подозрительны |
Твои черные достаточно подозрительны или у шерифа есть черная проверка |
Ты нашел шерифа на нулевом, либо первой проверкой |
➀ Дать шерифа проверенным черным |
➂ Дать красную проверку черного |
➄ Дать черную проверку красного (при возможности красную проверку шерифа) |
Ты не знаешь кто шериф |
➁ Слить проверку в молоко (в первый отстрел или в красного, кроме шерифа) |
➃ Дать красную проверку черного |
➅ Дать черную проверку красного |
Простое вскрытие лжешерифом заключается в том, чтобы провернуть версию игры по достаточно шаблонным ходам, без использования интересных тактик и неординарных ходов. Не рискуя и не играя на анти-логике. Данная версия вскрытия достаточно проста в исполнении и легко может использоваться игроками с небольшим опытом игры или же игроками, у которых нет желания (в данный момент или же вообще) играть в неординарную игру.
Однако это абсолютно не означает, что данное исполнение дает вам меньше шансов на положительный результат игры или же является признаком слабой позиции. При правильном выполнении всех шагов, хорошем «эмоционале» и, самое главное, при уместных и грамотных проверках вы имеете достаточно большие шансы на победу в любой игре.
Теперь подробное описание всех вариантов:
1. Лучший вариант в игре. Ваши черные для всех красные и в них голосовать не будут при 9-х, вы точно не уйдете, так как вскроетесь, и вы знаете кто шериф. В такой ситуации, если вы дадите шерифа проверенным черным (главное, чтобы эта проверка была уместна), он, скорее всего, тоже вскроется и вы оба посидите, мирные объявят свободное голосование, а так как ваши черные вне подозрений, при 9-х уйдет красный игрок, и на следующем кругу у вас будет критика и все, чтобы выиграть 3 в 3. Для этого нужно будет переманить всего лишь 1 красный голос.
2. Ситуация чуть хуже. Ваши черные по-прежнему вне риска уйти при 9-х, но вы не знаете кто шериф. Ничего страшного. Дайте левую красную проверку. Вы посидите, так как вскроетесь. Настоящий шериф вскроется/не вскроется – неважно, ибо он тоже не будет заголосован при 9-х, а мирные опять же объявят свободное голосование. Кого дать на проверку? Первого убитого, например, или игрока, которого вы проверили на шерифство. Опять же, главное, чтоб проверка была уместна. Не нужно давать проверку в своих черных, чтобы не привлекать к ним лишнего внимания. В итоге, с голосования опять же уйдет случайный мирный, что в будущем даст вам возможность победы 3 в 3. В этих двух ситуациях ГЛАВНОЕ не давать черной проверки красного, так как если вам все верят, дать черную проверку — это загнать себя в рамки того, что на следующем кругу сыграют в баланс, и вы уже не выиграете 3 в 3. А потом будет еще один целый круг и у шерифа (настоящего) будет уже 3 проверки и все может обернуться в другую сторону при том, что изначально у вас было все для победы. Не теряйте возможность победы 3 в 3.
3. Твои черные немного подозрительны для стола и вы знаете шерифа. Назовите шерифа очень подозрительным, а своего черного, который больше всего в зоне риска- дайте проверенным красным. Таким образом, и у него и у вас будут основания посидеть и велика вероятность, что с голосования опять же уйдет мирный, без обязательств терять своего черного или себя на следующем кругу.
4. Твои черные немного подозрительны для стола и вы знаете шерифа. Идентичная ситуация как и в третьем пункте, но тут нужно не спешить раздавать красные цвета – называйте красными только своих черных либо тех, кто точно не шериф. Так как если вы назовете красным игрока, который через круг вскроется шерифом, – вы встанете перед ним в слабую позицию. В этих пунктах цель защитить себя и своих черных на голосовании при девятерых, не дав при этом городу шансы на баланс или противовес. Это не загоняет вас в рамки и дает возможность выиграть 3 в 3, но даже если нет, это дает возможность вариаций с черными командами.
5. Все достаточно плохо. Ваши черные в зоне риска, или вашего черного дали проверенным черным. Вы знаете кто шериф – атакуйте его. При этом сразу играйте стенка на стенку и создавайте контркоманду путем дачи на стол черной проверки красного. В этой игре вы не обойдетесь без баланса, и дальше нужно просто давать уместные проверки и рассчитывать на победу либо 2 в 2 либо на угадайке. В крайнем случае, можно дать черной проверкой красную проверку шерифа и после ее ухода назначить отстрел на комиссара.
6. Все еще хуже, чем очень плохо. Вы не знаете, кто шериф, ваши черные подозреваемы, так еще и есть черная проверка. Вскрывайтесь и давайте красного игрока проверенным черным. И давите на то, чтобы он ушел. Главное следите за грамотностью проверок и выполняйте все то же самое, что и в пятом пункте, но при этом еще более аккуратно раздавайте цвета, чем в пункте номер 4. В этой ситуации нужно играть в контркоманду и выигрывать путем доминирования, а не отсиживания. Играть жестко, нагло, показывать эмоции, давать черные проверки и команды.
В этой ситуации есть два подпункта или вариации:
1) Если ситуация очень плохая, ваша цель перейти в угадайку. В угадайке выиграть черным намного легче, чем при пятерых. Решение при пятерых всегда скорее логическое, решение на угадайке часто эмоциональное. На угадайке можно сделать несколько интересных ходов, быть первым выставленным на голосование, в последний момент надавить эмоциями и бам, победа, которой могло бы и не быть. Как перейти в угадайку? а) Если ваши черные способны сражаться, то промазать при шестерых и дать возможность городу поднять двоих. Мирные всегда будут делить и откладывать решение на потом. б) Если один ваш черный сдает по всем флангам, то дать его с двух сторон проверенным черным и снять либо при пятерых, либо сказать, что он уже ушел раньше. Таким образом вы тоже безболезненно перейдете в угадайку.
2) Все было не очень хорошо и просто, но по ходу игры вам верят больше. Значит не нужно переходить в угадайку, ибо это точно так же может сыграть против вас, как в прошлом подпункте могло бы сыграть вам на руку. Играйте на логическую и вымеренную победу при пятерых. Оставьте самого доверчивого мирного и убедите его поставить с вами руку и выиграть 2 в 2.
Дополнительные сводки: перед кругом, на котором будет приниматься решение ВСЕГДА стрелять того, кто верит вам меньше. Не бойтесь, что это будет аргументом в вашей черноте. Отстрел перед принятием решения — это всегда двоякий аргумент и на кругу вы всегда сможете сказать, что ваш противник специально сделал такой отстрел, чтоб подставить вас и вы бы так никогда не стреляли, ибо это достаточно глупо с вашей стороны. Зато работать с игроком, который по ходу игры верил вам больше, всегда намного легче.
И второй нюанс: всегда пытайтесь быть первым выставленным на кругу, когда происходит принятие решения. Ибо психологически поставить руку на стол всегда намного сложнее, чем просто ее не поставить. На угадайке, во время жесткого эмоционального давления на игрока, это может сыграть немаловажную роль.
|
Стратегия игры с точки зрения анализа транзакций |
Поговорим о рациональных доводах, возникающих в ситуации, когда игроки в целом одинаково подкованы в психологическом плане и не делают детских косяков. Метод анализа транзакций в играх очень помогает правильной балансировке – поэтому на примере Мафии получится просто великолепно.
Итак, начнём с простой вещи. Мирный житель – это игрок, всегда находящийся под угрозой. Это основной фактор, определяющий его поведение. Что это значит? То, что мирный житель вынужден двигаться в обсуждении и докапываться до сути, тогда как мафия может просто дождаться конца дня и сделать своё дело. То есть выхолощенный мирный житель (в точке максимальной своей эффективности) в целом рационален. Если хочет выжить, конечно.
Это значит, что он много анализирует, пытается разобраться в том, что происходит, свободно делится своим мнением с окружающими, конкретно мотивирует свои подозрения. Как правило, игрок в среднем говорит больше, чем мафия (потому что есть причина). Соответственно, его выживание заключается в том, чтобы подозревать всех и каждого, и пересчитывать картину после каждого поступления новой информации. Очень важно держать в голове целостную картину ситуации – кто, что и когда делал и говорил, а не оценивать только последние 1-2 раунда.
Мирный житель априори умрёт, если не будет двигаться. По этой причине он не боится вызывать на конфликт других игроков – да, его могут не любить, и его могут даже «положить» в порыве эмоций, но если он не выскажет свои предположения – он точно погибнет. Кроме того, вызов на конфликт – это шанс что-то понять: он хоть и призрачен, но всё же лучше заведомого отсутствия информации.
С другой стороны, всё тот же фактор рациональности выживания не позволяет играть в игры вроде «ты против меня, тогда я против тебя». Эмоции неважны. Можно отвлечься на локальную месть, но она будет неконструктивна и вредна для выживания. В целом игрок гибок, потому что ему важно найти истину.
А мафия? С другой стороны, мафия достаточно часто меняет свою точку зрения. Для опытных игроков перемена подозрений без достаточного обоснования – достаточно чёткий флаг, позволяющий подозревать человека. Мафия может позволить себе вести себя пассивнее – ведь она не боится того, что если днём что-то не будет сделано, её выживание прекратится. Мафии не нужно искать мафию, от этого её выживание не зависит.
При оптимальном классическом составе 7+3 для победы мафии крайне невыгодно создавать связки между членами. То есть игрок мафии никогда не должен заступаться за своих, иначе в случае провала попытки станет следующим. Математически выгоднее валить своих коллег вместе с другими мирными жителями – и даже в некоторых партиях крайне полезно первым обвинить того, кто явно «палится». Эта активная позиция позволит сойти за мирного жителя некоторое достаточное время. А речь именно о том, чтобы выиграть необходимое количество ходов для победы.
С точки зрения анализа транзакций стратегия игры за мирного жителя заключается в том, чтобы вести полную системорегистрацию происходящего. Конкретно – запоминать кто и что про кого сказал. И анализировать изменение точек зрения в зависимости от доводов. То есть идти не на уровень «верю-не верю», а выше – «ты это сделал, поскольку», разыскивая мотивы второго уровня.
Стратегия мафии в идеале является полным копированием стратегии мирного жителя. Взял карту – и забыл, что ты мафия. Много говорить, серьёзно анализировать, проявлять к игре живой интерес, активно действовать. Хорошо пустить мирных жителей по верному пути поначалу, чтобы они поверили (здесь и пригодится жертва другой мафии), а затем не бояться отвечать на атаки в духе: «Ну если вы меня подозреваете – валите».
Ещё одна важная индикаторная черта – мирный житель никогда не будет доверять важное решение кому-то кроме себя.
Всё. Теперь вы примерно знаете, как работает анализ транзакций применительно к поиску крайних ситуаций в моделях игр. Хотите узнать больше про сам анализ и его применение в разных жизненных ситуациях — ищите книгу «Games People Play» Эрика Бёрна.
В каждой компании есть свои наборы правил и свои принципы. Всё это не очень важно для статистического анализа транзакций между игроками. Если вы сами играете в «мафию» в своём мафклубе, то вам обязательно захочется поспорить с моими выкладками. Сразу скажу, вы полностью правы. Это ваша игра, и она всегда вплотную привязана к метагейму. От текущих традиций, характеров и навыков игроков, привычек и других вещей зависит очень многое. Однако в целом понимание базовых возможностей транзакций и логическое (математическое) мышление очень помогает. То же «Сопротивление» вообще может быть чуть ли не пособием по комбинаторике — некоторые этюды оттуда часто не поддаются гуманитарному пониманию, но зато здорово влияют на игру в целом.
|
Принятие решений |
Однажды приходит момент в игре, когда в критический круг, выбрав точку отсчета, вы принимаете решение с кем, а главное против кого поставить руку. Есть одно только НО, – вы должны думать и не ставить барьеры своему мышлению до самого момента голосования. Если вы перестанете размышлять на тему возможных шерифов или черноты того или иного игрока, различных команд – вы сразу застопорите свое мышление! Человеку, который уже решил для себя «кто черный», не сможет услышать и понять другую версию. Игрок, который выбрал для себя ту или иную сторону, не дослушав всех и каждого, уже не может освободить свой разум для восприятия информации.
Согласитесь, когда вы уже решили для самого себя (именно для себя, внутренне!) то практически не слушаете дальше, ваше подсознание говорит вам «эй, братан, тут же все понятно, мы уже определились!».
Такие решения, принятые раньше времени, приводят не к одному поражению, а к целому ряду глупых и неприятных проигрышей. Никто не говорит, что нет ситуаций, где невозможно играть по двум версиям ввиду ясности, но согласитесь, неоднозначных ситуаций в игре достаточно много, их даже подавляющее большинство, нежели «четкие и понятные игры, где все очевидно». При этом никто не говорит, что надо метаться всю игру и весь круг, принимайте промежуточные решения, говоря себе «скорей всего черный тот то, но еще не ясно до конца, надо подумать и послушать остальных». Дайте шансы обоим версиям игры, дайте шансы игрокам, которых считаете черными. Слушайте, думайте, подготовьтесь обдумать все версии и послушать очень внимательно всех. Попытайтесь мыслить и составлять в голове возможные варианты вплоть до голосования.
Самый главный посыл написанного – не принимайте внутренне решение раньше времени, пытайтесь думать и слушать. Когда наступает голосование, тогда стоит принять решение, однако, бывают случаи, где ваша реакция может спасти игру. Представьте, что игрок 8 сказал, что он шериф и 7 проверенный черный, при этом второй шериф игрок номер 3, говорит что его проверки 1 и 2 обе красные. И вот за столом восемь человек. Выставлены четыре кандидатуры 7 8 1 3. Представьте за 7 ноль голосов, а за 8 идут руки игроков 1 2 и 3, а 7 проверенный черный у 8, за него почему-то не голосует. Что-то тут не так? И вот вы же решили голосовать за 3 игрока. И все. Но смотрите, в ситуации где 7 не проголосовал за 8 – у вас должны появиться мысли о возможном черном тандеме 7 и 8, согласитесь? Да, бывают разные случаи, но мы сейчас о подавляющем большинстве ситуаций. Вас назвали черной проверкой – в кого и с кем голосовать будете? Наверно с шерифом против лже-шерифа. Так вот, если бы вы были внимательны, то возможно был бы шанс подстраховать и проголосовать с 1 2 и 3 за 8? Тогда бы город сыграл, скорее всего, по версии 3 игрока. Но вы уже все решили перед голосованием.
Даже приняв решение, старайтесь контролировать момент голосования, наблюдая как игрок говорил, за кого он по идее должен голосовать, про кого что он говорил, кого считал красным, в кого в итоге поставил руку и заголосовал. Ваша простая наблюдательность с памятью и хорошей реакцией помогут в момент голосования сделать попытку спасти игру. Если мафия даст вам такой шанс, затупив или совершив техническую ошибку – смело постарайтесь ею воспользоваться и одержать верх! Попытайтесь освободить свой разум от принятия преждевременных решений, анализируйте игру, слушая внимательно каждую речь, рассматривайте все версии.
|
Мафии выгодно атаковать мирных |
Позиция атакующего в игре всегда гораздо сильнее пассивной или защищающейся (с точки зрения мирного жителя), потому что мафии (т.е. нам) выгоднее провоцировать и усиливать конфликты между игроками, а не быть их участником. Но тут кроется одна важная деталь — за сильным столом отсидеться не получится, т.к. хорошие мирные действительно слушают речи, принуждая давать позицию! Существует очень много ситуаций в игре, когда до вас поговорили игроки неплохо, но и недостаточно хорошо для того, чтобы их можно было назвать красными. В этом случае слабая мафия предпочитает не лезть на рожон, совершая ошибку. Допустим, вы — маф #5, и после вас сидят ваши черные напарники #7 и #10. #4 неплохо поговорил, не сыграв против 1-2-3. Если мы на этом слоте не съедим его за это, то, во-первых: сами подставимся под удар. У нас будет наиболее слабая позиция из всех ранее сказавших. Грубо говоря, если будет голосование только в первой половине стола, то слетаем мы. Во-вторых: подставим своих черных, сидящих после нас.
Если вы не сыграете против игроков до вас, то в вашем диапазоне даже с учетом “потенциального сладкого мафа среди тех, с кем поиграл”, будет два черных после вас. Какова вероятность того, что из трех сидящих мирных после вас двое скажут плохие речи? А с учетом красной проверки шерифа в одного из них что мы получим? Так или иначе, если вы не играете против кого-то, то будут играть против вас и вашей команды. Создавая красноту в одном месте, чернеет другая. И наоборот. Не имея претензий к поговорившим ранее, вы, сказав даже хорошую речь, формируете у всего города соответствующий диапазон мафий. И в нем действительно 2 ваших черных игрока, которые могут слететь при девятерых. Это очень плохо.
Математика необходимой атак: за сильным столом не редкость, когда мирные имеют в своем активе много игроков с несбалансированными линиями (видно и понятно, что игрок красный по речи) или просто очень хорошо говорят. В этом случае кроме вас и “ваших друзей” у города не будет подозрительных кандидатур. Для победы черным надо выгнать двоих, и вне зависимости от того, сколько линий игры будет, можно пользоваться правилом 4-х человек. Если у вас среди мирного города нет четверых подозрительных игроков, то необходимо атаковать, в иных случаях допустимо отсидеться, т.е. сказать тихую и незаметную речь. Зачастую шериф умирает в первую или вторую ночь. Даже имея в архиве две красные проверки посмертно, у вас останется аккурат два игрока на вывод из игры для победы. Если подозрительных игроков 3 или меньше, то вы обязаны спустить тормоза и закапывать всех за малейшие огрехи. В этом случае эффективнее играть команда на команду.
Также волшебное число четыре развязывает вам руки в отношении оставшихся трех мирных. Вы можете дать им хоть самый красный из всех цветов, главное — потом убить в последующие ночи или купить. Если вы даете мирными большее количество человек (>3), то это может вынудить вас играть против своих же черных игроков, чего по умолчанию делать не следует.
Мафия — это игра интерпретаций и отношения. Не существует точного определения черной карты. Вообще! Этим можно пользоваться, собирая голоса в те или иные кандидатуры. Чтобы развязать вам руки в этом нелегком деле и дать добро на атаку, я собрал 50 шаблонных фраз, позволяющих дать игрока мафией. Не бойтесь называть красных черными! Мирные игроки не знают цвета за столом, так что атакующий игрок будет в более сильной позиции!
Вот несколько шаблонных фраз, при помощи которых можно “очернить” игроков:
- Взял игрока в команду без оснований
- обращается в речи только к одному игроку
- не дает позицию/размазал позицию
- выкинул из команды без оснований
- рано оборвал свою речь
- растянул речь
- слишком четко говорит для игрока, не знающего цвета
- у себя самого по счету игры он маф
- врывается со своей невербаликой в стол
- слишком тихо сидит
- ни с кем не поиграл, а должен был расставить акценты
- собирает только красную команду
- плохо поговорил
- поговорил слишком “сладко”
- не следит за игрой
- цепляется к словам
- плохо идет на контакт/реагирует на провокации
- не пожелал красным победы на первом слоте
- переврал речь
- вытаскивает черного игрока
- пассивен, ему не интересно
- излишне внимателен
- за мирного играет/говорит/жестикулирует не так
- поменялся эмоционал с прошлой игры
- по нулевому сыграл против двух мирных
- играет точно против одного красного — меня!
- теребит маску, волнуется/любой признак волнения
- игнорирует меня в своей речи
- “высасывает из пальца” аргументы
- поиграли с ним все — он “сладкий черный”
- разжигает конфликт
- гасит конфликт там, где точно сидит маф
- “рваная” речь, не плавная
- слишком тихая и убаюкивающая речь
- мог так же и черным сказать
- заготовленная речь
- игнорирует то, что против него играют
- переворачивает стол
- выставил, чтобы сломать
- никого не выставляет
- сыграл под шерифа
- дал маяк
- оговорился в речи
- контролирует свою речь
- намеренно не поиграл с отстреленным красным
- сыграл против красной проверки
- ничего не сделал для мирного города
- продал своего черного
- по просыпанию мафия
Атакуйте, играйте сильно! Не бойтесь конфликтов. Кто первый ударил, тот и молодец! Следите за количеством подозрительных игроков и стройте от этого план на победу.
Не бойтесь называть красных черными! Мирные не знают цвета за столом!
|
|